Главная Мой профиль Регистрация Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
2017 год Экологии
Поиск
Статистика
Статистика сайта
Статистика сайта csomsk.ru

Пользователей всего: 270
Материалов всего [?]: 58 +

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Главная » Статьи » Для педагогов

Профориентация как средство социализации



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ  
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ 
ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

    Технологии как учебному предмету отводится большая роль в социализации учащихся, помощи  в  выборе  профессии.  Для  решения  этих задач  я использую  групповые  формы  работы при проверке домашнего задания, изучении но­вого материала или при закреплении изученно­го.  Одной  группе дается  письменное  задание (например, разгадать кроссворд по теме). Другая группа  работает  над творческим  заданием  (например,  составить кроссворд,  ребусы,  анаграм­мы  или  придумать  вопросы  для  викторины по данной теме и т.д.), а третьей группе предлагает­ся устный опрос. При такой организации одно­временно  формируются  навыки  коллективной работы всего класса  и  осуществляется диффе­ренцированный  подход в  обучении  и оценива­нии каждого учащегося.
   На  уроках  вводятся  минутки  «В  мире  про­фессий»,  когда  учащиеся знакомятся  с  какой-либо новой профессией или уточняют свои знания об уже знакомой. Данный вид работы про­водится в форме игры. Капитаны команд выби­рают конверты с карточками-заданиями, члены команды распределяют между собой,  кто о  ка­кой профессии будет рассказывать, обсуждают варианты ответов, отмечают наиболее удачные, оригинальные и содержательные выступления-презентации  профессий,  аргументируют  свой выбор. Вопросы для обсуждения: «Что привлек­ло в выступлениях? », «Почему другие оказались 
менее удачными?»  и  т.д. Данная работа может проводиться  как  с предварительной  подготов­ кой дома, так и без подготовки,  сразу на уроке. 
    Алгоритм ответа:  значение профессии;  в какой области применяется; примерная зарплата; вос­требована ли профессия в нашем регионе; в каком учебном  заведении  можно  получить  про­фессию;  знание  каких  школьных предметов особенно важно и т.д. Часть уроков по профориентации посвящается способам  получения  информации  о  вакант­ных рабочих местах и выработке уверенного по­ведения в различных ситуациях при общении с работодателем.
    Один из используемых приемов — мозговой штурм. Я задаю учащимся вопрос:  «Какие име­ются возможности у подростков для получения работы?» Учащиеся называют варианты трудо­устройства,  которые,  по  их  мнению, подходят для данного возраста.
     Предлагаю учащимся совместными усилиями определить, где и как можно найти работу. Идет составление кластера.
Использую  и  упражнение  «Телефонный звонок».  К  телефонному  звонку необходима тщательная подготовка.  На доске  вывешиваем объявление  о приеме  на  работу  и  список  во­просов,  которые  может  задать работодатель. 
Например: Фирме «Созвездие Девы» требуются: парикмахеры; художник; секретарь-бухгалтер; водитель. Звоните скорее! 8—902—2473—373 Возможные вопросы  работодателя:  «Какой вакансией вы интересуетесь? Вы занимались ра­ботой такого рода раньше? Какое у вас образо­вание? Сколько вам лет? Сообщите ваше имя и адрес. Вы приглашаетесь завтра в  11.00 на собеседование».
       После выполнения данного упражнения уме­стно проведение  упражнения «Работодатель — безработный». Это ролевая игра, которая помо­гает учащимся развивать умение  задавать пра­вильные  и  точные  вопросы  и  отвечать  на них, т.е.  вести деловой диалог.  Работа идет  в  парах: один ученик — работодатель, а другой — безработный. Пары поочередно после подготовки вы­ходят  к доске  и  показывают  всем,  как должна происходить беседа работодателя и претендента на рабочую вакансию.
      Помогает  в  проведении  профориентацион­ной работы и упражнение «Самореклама». Уча­щиеся  должны  научиться  правильно  себя  по­дать, прорекламировать, ведь от этого может за­висеть их будущее. Часто люди стесняются гово­рить о своих достоинствах и в большинстве сво­ем  не любят хвастаться.  Однако научиться  себя рекламировать  очень  важно.  Для подготовки  к собеседованию предлагаем такие вопросы: «Чем вы  больше всего любите  заниматься?  Что  вы умеете?  Что  вам  в  себе  нравится?  Что другим людям в вас не нравится? Чем вы занимаетесь в свободное время? Сколько времени у вас займет дорога на работу? Были ли у вас ошибки, разоча­рования?  Что  вы можете  предложить работода­телю?  Какие  ваши  самые важные достижения? На какую зарплату рассчитываете? » Учащиеся,  отвечая на  эти  вопросы,  учатся рекламировать себя на рынке труда. 
       Вызывает интерес  и  упражнение  «Немое  ки­но». Школьники без слов — жестами и мимикой передают какую-либо информацию о себе, о про­фессии, о своих умениях, навыках и характере.
         При  приеме  на  работу  необходимо  умение написать  резюме.  Мы  учим этому  на  уроках. После  написания  своего  резюме ученики  обмениваются друг  с  другом  написанным.  Предста­вив  себя  в  роли  работодателя, анализируют ре­зюме друг друга, деликатно и тактично указыва­ют на ошибки. Для составления резюме предла­гаю примерный план:
1. Ф.И.О. контактного лица, название подраз­деления, вакансии.
2. Личные  сведения:  Ф.И.О.,  дата  и  место рождения, место проживания, телефон,  образо­вание,  трудовой  опыт,  дополнительные  навыки, умения, круг интересов, рекомендации, ожидае­мый уровень оплаты.
      Желательно  алгоритмы  ответов,  кластеры, вопросы работодателя, вопросы для собеседова­ния,  план резюме отпечатать и раздать каждому учащемуся в портфолио.

ЕЛ. Глазырина,
учитель технологии
МОУ «Черемышская СОШ»,
Пышминский район,
Свердловская область
Категория: Для педагогов | Добавил: PMI (08.11.2013)
Просмотров: 511 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Этот сайт защищен «Site Guard»