Главная Мой профиль Регистрация Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
2017 год Экологии
Поиск
Статистика
Статистика сайта
Статистика сайта csomsk.ru

Пользователей всего: 273
Материалов всего [?]: 58 +

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Главная » Статьи » Для педагогов

Организация профильных проб по техническому направлению а МУК

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ПРОБ 
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В МУК

    Ключевые слова: обучение технологии, предпрофильная  подготовка, профильные пробы,  электрические и электронные схемы.
               Межшкольный  учебный  комбинат  (МУК)  как тип  образовательного учреждения  обладает большими,  чем  средняя  общеобразовательная школа  (СОШ), возможностями в реализации задач профильного  обучения  и  предпрофильной  подго­товки школьников, так как изначально ориентиро­ван на:
• создание условий для социализации личности школьника;
• работу по  профессиональному самоопределе­нию учащихся;
• начальную  профессиональную  подготовку школьников;
• тесные связи с предприятиями и бизнес-струк­турами города или района.
         В наибольшей степени это значимо для техни­ческого направления профилизации, так как оно требует  специальной  производственной  базы, условий для взаимодействия школьников с рабо­тодателями.  Взаимовыгодное  сотрудничество СОШ  с МУКами  в решении  задач  профилизации очевидно.  Школа  приобретает  дополнительные ресурсы, экономя  свои  кадры,  кабинеты,  учеб­ное  время  и  финансы,  при  этом  она расширяет 
спектр  предлагаемых  родителям  и  школьникам образовательных  услуг.  МУК,  в  свою очередь, получает  от школы  стабильный  контингент уча­щихся  и  социально  значимое направление  в деятельности.  Современная  система  норматив­ного  подушевого финансирования  в  образова­нии  позволяет  определить  долю  финансового участия каждого  партнера  в  предоставлении общих  образовательных  услуг.         Сотрудничество скрепляется  договором  о  совместной  деятель­ности,  который  может носить  двухсторонний, трехсторонний и т.д. характер, в зависимости от числа договаривающихся сторон.
          Именно таким путем пошли образовательные учреждения  нашего  поселка, подписав  трехсто­ронний  договор,  в  котором МУК  предоставляет свою  базу для проведения  профильных  проб  по техническому  направлению  для  учащихся  9 класса Полазненской СОШ №  1  и Полазненской СОШ № 3.
             Выбирая  профиль  в  конце  9  класса,  школьник выбирает предпочтительный для себя вид деятель­ности  и  предмет  труда,  так  как  смысл  понятия «склонность» к профессии связан с желанием зани­маться  определенным  видом  деятельности.                              Профильная  проба —  это  «профиспытание  или  профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида  профильного  образования  и  соответствую­щей  ему профессиональной деятельности,  имею­щая завершенный вид, способствующая сознатель­ному, обоснованному выбору направления  обуче­ния  и  будущей  профессии».                    Профильная проба рассматривается нами как средство  актуализации профессионального самоопределения школьника, как  базовый  элемент  его  предпрофильной  подго­товки. Профильная проба — это фактически «при­мерка»  к  личности  школьника  той  или  иной 
деятельности,  а  также  предмета  труда  и  ответ школьника на вопросы  :
• ХОЧУ —  ли  заниматься  этой  деятельностью всю жизнь?
• МОГУ — ли успешно эту деятельность выпол­нять?
Все  профессии  и  связанные  с  ними  профили можно условно разбить на три больших направле­ния:
• социально-гуманитарное;
• естественно-научное;
• техническое.
       Каждому  направлению  соответствуют  группа профилей,  профессий,  предметы труда,  ведущие виды  деятельности,  которые  лежат  в  основе  про­фессий.  При проектировании  содержания  про­фильных  проб  по  техническому  направлению мы учитывали несколько моментов. Во-первых, в тех­ническом  направлении  преобладают практичес­кий  и  интеллектуальный  виды  деятельности  с предметом  труда  «техника».             Во-вторых,  для  про­фессий  технического  направления  характерны работы, связанные с: 
электричеством,  так как вся  техника энергоза­висима;
измерительными приборами;
различными расчетами;
манипуляцией техникой как предметом труда;
управлением  людьми,  осуществляющими  тех­нологический процесс на производстве и пр.
Основные качества, необходимые для успеха в этой сфере деятельности: аккуратность, точность, логическое и техническое мышление и пр. По тех­ническому направлению профилизации профиль­ные  пробы  в  нашем  МУК  заключаются  в  сборке простейших  электрических  и  электронных  схем. 
В частности,  используем схему мультивибратора, на  базе  которого  в  реальном  производстве  соби­раются  многочисленные  электронные  устрой­ства:  световые  автоматы  (переключатели  гир­лянд),  акустические  устройства,  реле  времени, таймеры,  пробники. Схема мультивибратора вхо­дит  в  состав  многих  промышленных  изделий, например  телевизоров  и  компьютеров,  телефон­ных  аппаратов  (вызывное  устройство),  электро­музыкальных  инструментов  и  т.д.  Материально-техническое  оснащение  профильных проб  в МУК сводится в этом случае к оборудованию кабинета современным вентиляционным оборудованием и рабочим  местом  юного  радиолюбителя  в  коли­честве 25 шт. Примерный учебный план профиль­ной пробы по техническому направлению приве­ден в таблице  1.


Задание  №  1.  Зарядка  лампового  патрона  и штепсельной  вилки,  сборка  простейшей электри­ческой цепи.
Оборудование:  отвертка.
Материалы: провод, вилка, лампа накаливания 
(15 Вт х 36 В), мини патрон.
Последовательность выполнения работы:
1.  Получить  у  бригадира  инструменты  и мате­риалы для работы.
2. Зарядить штепсельную вилку согласно инструк­ционной  карте  «Зарядка  штепсельной  вилки».  (Ин­струкционная  карта  взята  из  учебника  «Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений».—2-е изд., перераб. /  Под ред. В. Д. Симо­ненко. — М.: Вентана-Граф, 2006. — С.  123.)
3.  Зарядить  ламповый  мини-патрон  с  мини цоколем согласно инструкционной карты. (Инструк­ционная карта взята из учебника «Технология: Учеб­ник  для  учащихся  8 класса  общеобразовательных учреждений». — 2-е изд., перераб. /  Под ред. В.Д. Си­моненко. — М.: Вентана-Граф, 2006. — С. 122.)
При  этом  необходимо  соединить  мини-патрон со штепсельной вилкой проводами, согласно элек­трической схеме  (рис.  1).

4.  Собрать  простейшую  электрическую  цепь  с лампой накаливания, см. рис.  1.
5.  Показать  бригадиру  полученную  цепь  для контроля качества работы.
6.  Подойти  к  мастеру  и  убедиться,  что  цепь работает  —  лампочка  горит.  Для  этого  подать напряжение в цепь  (вставить вилку в розетку).
7.  Рассчитать  силу тока  I в  цепи  и  сопротивле­ние  лампы  накаливания  Ял,  если  известно,  что напряжение сети равно  II =  220 В, мощность лам­пы — Р =  15 Вт. Расчеты занести в табл. 2. Форму­лы для расчета: Р =  11*1; К = П/1
8. Расчеты показать бригадиру.

Задание № 2. Отработка навыков пайки проводов 
Оборудование:  паяльник,  подставка  под  паяльник,  большой лист картона на рабочий стол,  пинцет, нож, лупа.
Материалы: проволока, электронные элементы для сортировки, припой, канифоль.
Последовательность выполнения работы:
1.  Выполнить пайку сетки из восьми оголен
медных  одножильных  проводов  (рис.  2).  Для этого:
1.1. Получить у бригадира оборудование и рас­ходные материалы.
1.2. Включить паяльник  (нагревать 5 мин).
1.3.  Выполнить  пайку,  предварительно  зачис­тив провод ножом.
1.4.  Показать  работу  бригадиру  для  контроля качества.


 
2.  Выполнить сортировку резисторов и конденсаторов  (5-10 шт.). Для этого:
2.1. Получить у бригадира оборудование и мате­риалы.
2.2.  Выполнить  сортировку  резисторов  и  кон­денсаторов, используя лупу.
2.3. Закрепить электронные элементы на бума­ге.
2.4. Определить  (используя лупу) номинал каж­дого  элемента  и  записать  его на  бумаге под  соот­ветствующим элементом.
2.5.  Показать  бригадиру  выполненную  работу для проверки качества.
2.6.  Сдать  оборудование и расходные материа­лы бригадиру.

Задание  №  3.  Монтажно-сборочные  работы. 
Мультивибратор
Оборудование:  паяльник,  шило,  подставка  под паяльник, широкий картон для стола, пинцет, нож для зачистки, лупа, схема мультивибратора, выпол­ненная  в  графическом редакторе  и  приклеенная на картон.
Расходные  материалы:  проволока,  припой, канифоль, электронные элементы.
Последовательность выполнения работы
I этап — монтаж электронной цепи мультивиб­ратора. Для этого:
1.1.  Получить у бригадира  схему мультивибратора  на  картоне,  комплект  радиодеталей,  инстру­менты для  работы  (паяльник,  пинцет, шило,  при­пой, канифоль)  (рис. 3).


1.2. С  помощью шила сделать отверстия в кар­тоне для монтажа  радиоэлементов  (места отверс­тий отмечены точками).
1.3. Включить паяльник  (нагревать 5 мин).
1.4.  Выполнить  монтаж  (установку)  радиоэментов на плате. При установке  (монтаже) радио­элементов пользоваться рисунками расположения выводов радиоэлементов  (рис. 4, 5).

1.5.  Соединить  пайкой  радиоэлементы  в  соот­ветствие  с  электрической  схемой. Время пайки (нагрев)  составляет  2-3  сек,  время  остывания места пайки 4-5 сек.
1.6. Предъявить изделие бригадиру для контро­ля  качества  работы.  Готовое  изделие сравнить  с образцом. При необходимости устранить ошибки.
1.7.  Проверить у мастера  (учителя)  работоспо­собность  схемы  (светодиоды должны периодичес­ки излучать свет).
И  этап — измерение параметров мультивибра­тора. Для этого:
2.1.  Измерить  вольтметром  напряжение истника  питания  (точки  А,  Б).  Результат измерения записать в табл. 3.


2.2.  Измерить  амперметром  величину  тока цепи (точки А и «минус» блока питания). Результат измерения записать в табл. 3.
III этап — расчет параметров мультивибратора. 
Для этого:
3.1.  Рассчитать  эквивалентное  сопротивлени схемы мультивибратора  по  закону Ома:  К  =  11/1.  
Результат вычисления записать в табл. 3.

3.2.  Рассчитать  электрическую  мощность,  пот­ребляемую схемой,  по формуле:  Р =  I х (7.  Резуль­тат вычисления записать в табл. 3.)
3.3.  Рассчитать  частоту колебаний  собранного мультивибратора по формуле  /  =  1/1,4 х К2  х С2. Результат вычисления записать в табл. 3.
После  прохождения  школьником  профиль­ной пробы необходима рефлексия. В отличие от курса  по  выбору  или  кружка  профильная  проба проводится  всеми  учащимися  и не должна  всем нравиться. Очень хорошая ситуация, когда школь­нику понятно, нравится ему этот вид деятельности и предмет труда — техника или нет. Хуже склады­вается ситуация,  если  школьник  не  разобрался  в себе. Для тех ребят, которым кажется, что с техни­кой  они  никогда  не  будут  иметь  дело  и  по  этой причине  они  не  хотят проходить  профильные пробы по техническому направлению, необходимо объяснить смысл  и  значение  понятия  «мобиль­ность» на рынке труда, привести статистику Цент­ра занятости  населения,  согласно  которой  моло­дые  специалисты  часто  меняют  вид профессио­нальной деятельности,  что  при  хорошем  базовом образовании  в современных  условиях  легко  сде­лать. За профильные пробы ребята получают зачет от преподавателя  и  индивидуальные  рекоменда­ции  по  поводу  успешности  в прохождении  про­фильной пробы по данному направлению.
Литература
Профильное обучение в школе: модели, методы, тех­нологии.  Пособие  для руководителей  образовательных учреждений  [Текст]. — М.: Классике Стиль, 2006.
Кирикович,  Т.Е., Марчук,  Т.Л.,  Смирнова, Л.И.  Дидак­тическая  модель  профильного обучения  [Текст]  / /  Народное образование. 2009. — № 2. — С.  180-186.
Рягин, С.Н. Проектирование содержания профильно­го  обучения  в  современной  школе [Текст].  —  Омск: ООИПРО, 2003. — 155.
Технология: Учебник для учащихся  8  класса  общеоб­разовательных учреждений.— 2-е изд., перераб.  [Текст]  /  Под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2006.
Шадриков, В.Д. Деятельность и способности  [Текст]. — М.,  1994.
Т.Е. Кирикович, доц.  кафедры информатики и вычислительной техники Пермского государственного педагогического университета,  канд.  пед.  наук
Тел.: 8-919-717-25-20
О.М.Брызгалова,
директор Полазненской СОШ № 1  
Тел.:8-912-88-67-018
Категория: Для педагогов | Добавил: PMI (12.11.2013)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Этот сайт защищен «Site Guard»