Главная Мой профиль Регистрация Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
2017 год Экологии
Поиск
Статистика
Статистика сайта
Статистика сайта csomsk.ru

Пользователей всего: 273
Материалов всего [?]: 58 +

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Главная » Статьи » Для педагогов

Опыт социального партнерства в реализации технологического обучения


ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

    Приоритетное  направление  развития  нашей школы —  образовательный  проект «Создание ресурсного центра, реализующего профиль­ное обучение в Усть-Качкинском территориаль­но-кустовом объединении», работа над которым началась в  2004 г.
     Анализ  итогов  предпрофильной  подготов­ки  первого  потока  девятиклассников (2004 —2005  учебный  год)  наряду  с  позитивными  ре­зультатами выявил и отрицательные тенденции, в  том  числе  значительное  уменьшение  числа школьников, обучающихся  на третьей  ступени. Поскольку проектом предусматривалось откры­тие в 2005 — 2006 учебном году только  профиль­ного  естественно-научного  класса  и универсального  класса  академической  направленнос­ти, то все девятиклассники, которые в результа­те предпрофильной подготовки были сориенти­рованы  на  рабочие специальности  и  специаль­ности  сферы  услуг,  поступили  в  учреждения НПО  и  СПО.      Это  создало  определенную  соци­альную  напряженность,  т.к.  для деревенских подростков  переезд  в  город  связан  со  стрессо­вой  ситуацией  и материально  обременителен для их семей. Неблагоприятно  это и для школы: малая численность  учащихся  старшей  ступени сужает воспитательные возможности образова­тельного процесса,  кроме того, уход многих вы­пускников  9-х  классов  ухудшает финансовое положение учреждения.
    Первоначальная  ориентация  профильного обучения  на  последующее  получение только среднего и высшего профессионального образо­вания  оказалась несоответствующей  государ­ственному заказу и социальному запросу. В Фе­деральной целевой программе развития образо­вания  на  2006 — 2010  гг.,  материалах коллегии Министерства  образования  и  науки  РФ,  Кон­цепции  целевой  программы «Развитие  системы образования Пермского  края  на  2006 — 2010  гг.» перед профильной школой  в  качестве  одной  из задач также была поставлена задача подготовки старшеклассников  к  непосредственной  трудо­вой деятельности после окончания школы.
   Руководство нашей школы, в том числе Совет школы  как  орган  государственно-общественно­го  управления,  а  также  руководство  ЗАО  «Ку­рорт  Усть-Качка»  с самого начала  разработкипроекта  по  введению  предпрофильной  подго­товки и профильного обучения заложили в каче­стве одного из принципов  ориентацию на полу­чение выпускниками  школы  качественного  на­чального профессионального образования с уче­том  потребностей  рынка  труда.  В  развитии  со­держания и  направлений предпрофильной  под­готовки  с  2005 — 2006  учебного  года  большое внимание уделялось  реализации  совместной  с курортом программы  «Эффективное поведение на местном  рынке  труда»  и  ориентации школь­ников  на  массовые  востребованные социумомпрофессии  НПО.  Впервые  школа  получила  от основного  работодателя территории  четко сформулированное предложение по совместной работе  в  следующем направлении:  создание  в параллели старших классов профильного техно­логического класса,  ориентированного на полу­чение профессий сферы услуг,  востребованных на курорте. Следующим шагом стал поиск ответ­ственного  партнера  среди  учреждений  НПО и СПО,  с  которыми  руководство  школы  провелопереговоры. У каждого учреждения мы запроси­ли программы возможного сотрудничества, про­вели их анализ и совместно с курортом выбрали партнера — Пермский государственный профес­сионально-педагогический  колледж  (ПГППК), осуществляющий двухуровневую подготовку по интересующим  нас  профессиям  и  имеющий договоры с рядом вузов о возможном продолже­нии  образования  своих  выпускников.  Совмест­но с администрацией колледжа мы рассмотрели возможности БУП 2004 г. в создании условий для получения старшеклассниками  профессиональ­ной  подготовки  по  профессии  34.2. «Повар» одновременно с общим образованием. В резуль­тате  проделанной  работы  нами был  заключен трехсторонний  договор  между  школой,  курор­том  и  колледжем  на профессиональное  обуче­ние старшеклассников нашей школы и вечерней школы  поселка Усть-Качка.  В  договоре  предус­матривалось использование ресурсов всех заинтересованных сторон. Также были разработаны формы договоров  о  сотрудничестве  с родителя­ми  обучающихся,  которые  предполагали,  что часть  финансовой ответственности  за  профес­сиональную подготовку учащихся возьмут на се­бя родители.
Рассмотрим,  какой  вклад  в  данный  проект внесла  каждая  сторона  и  какие преимущества получил  каждый  участник  социального  парт­нерства. Школа включила в учебный план уни­версального  класса  технологической  направ­ленности предмет «Технология»  и соответству­ющие элективные курсы, сделав их открытыми для  всего потока.  Нами  были  предоставлены учебные  помещения  для  теоретических  занятий. Руководство школы обеспечивает коорди­нацию  действий  всех  участников  договора.            В результате  реализации  этого  проекта  мы  рас­считываем  на  повышение  престижа  учрежде­ния  на  сельской  территории  и  в  профессио­нальном  сообществе муниципального  и  регио­нального  уровней,  расширение  образователь­ного пространства, приобретение опыта реали­зации  обязательного  среднего  (полного) образования  в  новых  формах.  Колледж  непосред­ственно  осуществляет профессиональное  обу­чение на базе школы, курорта,  собственной ба­зе;  разрабатывает учебную документацию;  ор­ганизует итоговую аттестацию с выдачей доку­мента государственного образца; содействует в послешкольный  период  получению выпускниками  профессионального  образования  более высокого  уровня;  приобретает опыт  оказания образовательных услуг на новом уровне;  полу­чает признание среди потенциальных заказчи­ков  —  работодателей  и  в  профессиональном сообществе,  а также  дополнительную  финан­совую прибыль. Вклад курорта — предоставле­ние производственной  базы для  практики уча­щихся на штатном рабочем месте,  квалифици­
рованных кадров для теоретических  занятий и непрерывной  производственной практики, безвозмездный  подвоз  обучающихся  на  лабо­раторно-практические  занятия в  колледж  (30 выездов в течение учебного года),  обеспечение выпускников рабочими местами после оконча­ния  школы,  содействие  последующему  повы­шению  их квалификации  и  образовательного уровня.  Взамен  курорт  получает  возможность 
комплектования  коллектива  квалифицирован­ными работниками из числа местных жителей, за  счет чего  повысится  его  конкурентоспособ­ность.
     Предпринятые  совместные  действия  позво­лили набрать на конкурсной основе в три деся­тых  класса  58  учеников  (что  составило  58%  от выпуска  основной  школы).  С начала  2005 —2006 учебного года группа школьников в количе­стве  15 человек стала получать в качестве допол­нительного  образования начальную профессио­нальную подготовку по  заявленной  работодате­лем  профессии  34.2.  «Повар»  по  договору  с 
ПГППК.
    В ходе первого этапа реализации проекта для развития данной образовательной системы при­влечены следующие ресурсы:
—  квалифицированные  кадры  из  других  от­раслей;
—  материальная  база  сторонних  организа­ций;
—  опыт  НПО  по  организации  качественной профессиональной подготовки;
— дополнительные финансовые средства ра­ботодателя  (только  в  профессиональную  подго­товку вложено более  120 тысяч рублей);
— средства родителей.
    На данный момент мы можем утверждать, что нами накоплен определенный опыт социального партнерства  учреждения  общего  образования, учреждений профессионального  образования, работодателей,  органов власти,  родителей в раз­витии образования,  который может быть транс­лирован  в  другие  территории.  С  нашей  точки 
зрения  наиболее  перспективным  направлением реализации данной схемы социального партнер­ства является  создание  профильных технологи­ческих классов  (групп, потоков), ориентирован­ных на профессии сферы услуг.
    В  настоящее  время  готовимся  к  реализации совместного  проекта  с  Пермским колледжем экономики  и  информатики  по  профессиональ­ному  образованию  в  качестве дополнительного для учащихся профильной школы по экономиче­ским профессиям. 

В.Г. Гагарин,
директор Усть-Качкинской СОШ, 
Пермский край
Категория: Для педагогов | Добавил: PMI (08.11.2013)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Этот сайт защищен «Site Guard»