Главная Мой профиль Регистрация Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
2017 год Экологии
Поиск
Статистика
Статистика сайта
Статистика сайта csomsk.ru

Пользователей всего: 270
Материалов всего [?]: 58 +

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Главная » Статьи » Для педагогов

Общеобразовательная технологическая школа


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА: 
ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ


    Школа  №  135  г.  Перми  в  2007  г.  отметила свой 20-летний юбилей победой в конкурсе образовательных учреждений в рамках прио­ритетного  национального  проекта «Образова­ние». Все эти годы педагогический коллектив по­стоянно  стремился  внедрять инновации в  обра­зовательный процесс. 
    В  1993  г.  на базе школы №  135  была открыта областная  экспериментальная площадка по раз­работке  модели  школы  как  образовательно­культурного  комплекса. Данная модель  предпо­лагала  создание  образовательного  учреждения, органично сочетающего в  себе различные куль­турно-образовательные уклады:  общее  и дополнительное образование — театр,  кино и телеис­кусство;  спорт  и физическая культура;  музыка. 
    Для этого имелись предпосылки: еще в  1990 г. на базе школы были открыты спортивные классы, в 1991  г. организована детская школа искусств му­зыкального направления,  а  в  1992  г.  —  детская киноакадемия.  Путь  к  созданию  технологичес­кой школы начался в 1994 г., когда мы отказались от  сотрудничества  с  учебно-производственным комбинатом  №  3,  т.к.  учащихся  не  устраивал предлагаемый перечень профессий. Тогда на ба­зе школы были созданы учебно-творческие мастерские (УТМ).  Первоначально  УТМ  были  ори­ентированы  на  учащихся  старших  классов, где они  проходили допрофессиональную  подготов­ку. Преподавание велось по 8 направлениям: декоративно-прикладное  искусство,  обработка ткани,  резьба по дереву, автодело,  основы теат­рального мастерства, основы тележурналистики и  телережиссуры, домашнее  музицирование, инструктор по физической культуре. В УТМ ра­ботали  как учителя  технологии,  так  и  педагоги дополнительного  образования  из детской киноакадемии, школы искусств и спортивной школы. Набор  в мастерские  осуществляется после­проведения  педагогами УТМ  презентации  в  начале 10  класса,  две  недели отводится  на  формирова­ние учебных групп на условиях конкурсного на­бора (выполнение  творческих  заданий).  Про­цесс обучения рассчитан на 2 учебных года. Для преподавания  были  разработаны  новые  трех­уровневые  учебные  программы, организацион­но  сочетающие  основное  и  дополнительное  об­разование  и рассчитанные  на  коллективные  и индивидуальные  занятия. В программах предус­мотрено  выполнение  коллективных  учебных проектов  социальной направленности: проведение  школьных  праздников  и  досуговых  меро­приятий,  создание  наглядных пособий,  оформ­ление интерьера школы.  На учебный  процесс  в УТМ выделялось дополнительное финансирова­ние  за  счет  ставок  педагогов  дополнительного 
образования.
     Ознакомившись  в  1996  г.  с  эксперименталь­ной программой «Технология», мы больше всего заинтересовались интегративным подходом,  ко­торый  позволял  на практике  реализовать  идею создания  единого  образовательного  простран­ства, органично  сочетать  предметное  обучение, воспитание и дополнительное образование, осуществлять личностно ориентированный подход. 
    С  внедрением  в  образовательный  процесс  про­граммы  «Технология»  идея образовательно­культурного комплекса получила организацион­ное  и  содержательное завершение.  Первые  ре­зультаты  были  отмечены  на  всероссийском уровне:  в  1997, 1998  гг.  наша  школа  удостоена звания «Школа года».
     В  1998 г. произошли значительные изменения в  организации  образовательного процесса  в школе.  Были  утверждены  новый  вариант  БУП, включающий 7 образовательных областей, в том числе и «Технологию» и новые нормативные до­кументы, регламентирующие типы и виды обра­зовательных учреждений,  среди которых не бы­
ло образовательных комплексов, но были школы с углубленным изучением отдельных предметов. 
      Поскольку реализация  экспериментальной про­граммы  по  технологии,  организация проектной деятельности учащихся повысили качество обу­чения  и  престиж школы,  мы пришли  к  выводу, что  статус  школы  с  углубленным  изучением предметов образовательной  области  «Техноло­гия»  является  для  нас  наиболее  оптимальным. 
      При  этом  опыт  работы,  накопленный школой  в режиме  образовательно-культурного комплек­са,  оказался бы практически востребованным. В школе имелись и необходимые ресурсы: учебно­методическое  обеспечение,  кадровый  потенци­ал, материально-техническая база.
     В  1998/ 99 учебном году школа прошла аттес­тацию и  была аккредитована в  статусе школы с углубленным  изучением  предметов  образова­тельной  области  «Технология». Для  реализации системного подхода была разработана школьная комплексная программа «Технология»,  в основу которой  заложили  идею  интегративного  подхо­да к обучению в условиях единого образователь­ного пространства. Углубленное изучение пред­метов образовательной  области  «Технология» предусматривало  не  только  расширение содержания  образования  по  технологии,  но  и  введе­ние  в  преподавание  других предметов  блоков технологического содержания. В учебном плане школы на технологию были  выделены дополни­тельные  часы  из  вариативной  части.  С  1  по  11 класс изучался  блок  «Основы  экономических знаний», причем в  10—11  классах как самостоятельный  предмет  «Экономика.  В  7  классе  ввели блок  «Основы информационных  технологий», после которого в  8 классе при изучении инфор­матики создавались  группы  на  основе  диффе­ренциации в обучении. В 8 классе изучался блок «Основы потребительских знаний», в 9 классе — блок  «Профессиональное самоопределение».  С 2000  г.  с 5 по  11  класс был введен блок  «Основы проектной деятельности».  Кроме  черчения  в  9 классе,  на  освоение  графической грамотности выделялись учебные часы  в  7  и  8 классах  (всего за  3  года —  68 учебных часов). Для реализации интегрированного  подхода в  обучении  техноло­гии  было предусмотрено изучение  девочками блока  «Основы  электротехники»  в  8  классе и блока «Основы ремонтно-отделочных работ» в 9 классе;  мальчики  дополнительно изучали  кули­нарию в 8 — 9 классах и обработку ткани в 9 клас­се.  Для  этого  в расписании предусматривалась смена учебных мастерских  (и обмен преподава­телями).           После окончания 9 класса все учащиеся в обязательном порядке сдавали экзамен по технологии в устной форме, содержание вопросов в билетах предусматривало  знание всех блоков и модулей,  изучавшихся на уроках технологии с 5 по 9 класс. В  10—11  классах ученики проходили обучение в УТМ. Изменился перечень УТМ: мас­терские  декоративно-прикладного  искусства  и обработки  ткани  объединились  в  мастерскую «Народное творчество  России»;  мастерские  по домашнему музицированию и основам театраль­ного мастерства  полностью  перешли  в  разряд дополнительного образования;  со  временем бы­ла  закрыта  и мастерская по  автоделу из-за  требований САНПиНа. Были открыты 2 новые мас­терские: «Основы музееведения» — для учащих­ся, интересующихся историей и экскурсионным делом, и  «Основы педагогики» — для учащихся, которые  имеют интерес к  организации  школь­ных  досуговых  мероприятий,  волонтерскому движению,  работе  с младшими  школьниками (будущие  педагоги).  Изменения отражали инте­ресы учащихся, возможности материальной  ба­зы  школы  и  наличие педагогических  кадров. 
     Кроме  уроков  технологии,  существовала широ­кая сеть кружков и спортивных секций,     где уча­щиеся  могли  реализовать  себя.  Часть  кружков была ориентирована на технологическую подго­товку школьников.
      В  соответствии  с  программой  все  учащиеся со  2 по  11  класс выполняли ежегодные учебные проекты  по  технологии,  причем  требования  к оформлению проектной  документации  услож­нялись от класса к классу.  Сами проекты также имеют различный уровень  сложности:  от  инди­видуальных  (2 — 7  классы)  до  групповых  (в 8 —9 классах) и коллективных (в  10—11 классах). Ито­говая оценка за год по технологии выставляется с учетом всех оценок, полученных при изучении блоков  технологического содержания  и  оценки за проектную деятельность. Для реализации сис­темы технологического  образования  были  раз­работаны  необходимые  локальные  акты, примерные  формы  отчетной  документации,  требо­вания  к  оцениванию  проектной деятельности, примерные  экзаменационные  вопросы.  Данная образовательная программа в  1999 г. на I Всерос­сийском  конкурсе  учебно-методических  материалов отмечена дипломом лауреата.
     Получение  нового  статуса  было  связано  с разработкой  концепции  технологической шко­лы,  ориентированной  на  формирование  у школьников  основ  технологической культуры. Опыт работы по интеграции основного и допол­нительного  образования позволил нам органич­но  соединить два направления образовательной деятельности: обучение  и  развитие  творческих способностей  учащихся.  Для  мониторинга  раз­вития творческих  способностей  школьников специально  была создана социально-психологическая  лаборатория,  которая  постоянно  прово­дила диагностирование интересов  и  способнос­тей учащихся, изучала уровень удовлетворенно­сти  системой реализации  дополнительного  и технологического  образования  в  школе,  осуществляла
психологическое консультирование.
     Важнейшая  задача школы — подготовка уча­щихся к осознанному выбору жизненного и про­фессионального пути, к успешной социализации в обществе. Решать ее позволяет система проект­ной  деятельности,  опыт  реализации  которой  в школе  уже  к  этому времени  имелся.  В  2000  г. школа  получила  статус  городской  эксперимен­тальной площадки  по  теме  «Разработка  модели образовательного  процесса,  направленного на формирование основ проектной деятельности у школьников».  Постепенно  метод проектов  из образовательной  области  «Технология»  распро­странился  на дополнительное  образование  и сферу воспитательной деятельности — проведе­ние досуговых  мероприятий  и  коллективных творческих  дел.  Метод  проектов  стал активно использоваться  в  других  учебных  предметах,  в работе школьного научного общества учащихся.
    Проектный метод способствовал интеграции учебных предметов.  В  программы всех учебных дисциплин  были  внесены  коррективы,  обеспе­чивающие межпредметные связи с технологией, что  позволяло  ученикам  более  качественно  вы­полнять  проектные работы.  Был  составлен  гра­фик  организации  проектной  деятельности  уча­щихся всех классов в течение учебного года, по­скольку  16  учебных  часов, рекомендованных программой  по  технологии  на  проектную  дея­тельность, использовались  не  в  IV учебной чет­верти,  а в течение всего учебного  года. Для учителей-предметников  были разработаны  реко­мендации  по  включению  в  программу своего предмета технологического компонента с указа­нием сроков его изучения. Педагоги скорректи­ровали учебные программы и тематические пла­ны  с  учетом  рекомендаций  по технологии.  На­пример,  по  физике  в  8  классе  механика  полно­стью изучалась в I полугодии, т.к.  это было необ­ходимо для изучения в рамках технологии блока «Основы электротехники»  во  II  полугодии  8 класса.  На уроках  истории  специально выделялось время для обсуждения исторических сведе­ний,  представляемых  учащимися  в проектной документации  к  учебному  проекту  по  техноло­гии.  В  проектную документацию  специально был введен с 9 класса раздел «Аннотация», который выполняется  на  русском  и  иностранном языках, на уроках русского и иностранных языков учащихся специально обучают составлению деловой документации.  Требования к оформле­нию проектной документации согласуются с те­матикой  изучаемых  предметов: например,  ком­пьютерное  оформление  разрешено  только  с  8 класса,  когда  изучается информатика;  раздел «Теоретическое обоснование» вводится с 7 клас­са,  когда начинается изучение физики и химии; раздел «Экономическое обоснование»  в полном объеме  с  расчетом  себестоимости  проектного изделия требуется лишь в 9 классе, когда изуче­ны  основы  экономики.  В  10—11  классах  в  про­ектной  документации появляется  раздел  «Опи­сание  процесса  проектной  деятельности»,  где представлены план  работы  и  анализ процесса и результатов проектной деятельности всех участ­ников коллективного  проекта,  выполняемого  в учебно-творческих мастерских.
      Мы  считаем  очень  важным,  что  внедрение метода проектов позволяет организовать совме­стную деятельность  родителей  и детей,  а  также учеников и учителей. Сейчас проектная деятель­ность в школе реализуется  на уровне ученичес­кого, педагогического и управленческого проек­тирования. Все учащиеся со 2 по  11  класс выпол­няют учебные проекты  по  технологии,  причем сначала  они  изучают  предмет  «Основы  проект­ной деятельности»,  а  практически  выполняют проектное изделие на уроках технологии. Учеб­ные проекты выполняются в сфере технологиче­ского,  гуманитарного и социального проектиро­вания.  Технологические  проекты  предусматри­вают выполнение конкретных изделий. В 9 клас­се  вводятся  групповые  проекты  социальной на­ правленности: проведение  школьных  праздни­ков  и досуговых мероприятий, благоустройство школьной территории,  организация летнего  от­дыха  младших  школьников.  Учащиеся  10—11 классов  разрабатывают  индивидуальный  гума­нитарный  проект  «Мой профессиональный  вы­бор»,  где  на  основе  результатов  психологичес­кой диагностики и изучения блока «Профессио­нальное  самоопределение»  составляют  соб­ственный жизненный план,  планируют профес­сиональную  карьеру  и  необходимую  деятель­ность на период обучения в школе по подготовке к профессиональному образованию.
      Постепенно  к проектной деятельности  стали присоединяться  и  учителя,  которые разрабаты­вают  и  реализуют  собственные  педагогические проекты, ориентированные на повышение уров­ня  профессиональной  компетентности.  Также появились совместные ученическо-педагогичес­кие проекты. Например, классный руководитель ставит для  себя задачу активизации  обществен­ной  деятельности  учащихся  в  8 — 9  классах и предлагает  школьникам  подготовить  новогод­нюю елку для учащихся  1  классов. Классный ру­ководитель  разрабатывает  собственный  проект и  решает педагогические проблемы  по  работе  с классом в процессе организации проектной дея­тельности школьников,  а ученики разрабатыва­ют  и  реализуют  ученический  социальный  про­ект и проводят новогоднюю елку.
       Административные  проекты  реализуются  в управлении  образовательным процессом. Все эти  наработки  позволили  нам  разработать  про­грамму развития школы, которая ориентировала педагогов  на  создание  образовательной  систе­мы, формирующей у школьников не только тех­нологическую  культуру,  но  и  готовность  к  про­ектной деятельности  как  важнейшему  компо­ненту  жизнедеятельности  человека. Благодаря системной  проектной  деятельности  и  интегра­ции  обучения и  воспитания силами педагогов  и учащихся  в  2002  г.  на  базе  школы  был  открыт «Музей  истории Пермского  кино  и  телевиде­ния».  Результаты деятельности школы в данном направлении также получили высокую оценку: в 2001  г. школа стала победителем Всероссийского конкурса «Школа века».
     Таким  образом,  метод  проектов  можно  счи­тать  системообразующим  фактором образова­тельного  процесса,  придающим  ему практичес­кую  направленность. Привлекательность  про­ектного  метода  обучения  состоит  еще  и  в  том, что  учащиеся учатся  планировать,  анализиро­вать и корректировать свою деятельность, а это, как правило,  повышает интерес  к учебе и улуч­шает  результаты  обучения.  Школа  системно и последовательно внедряет в учебный и воспита­тельный  процессы  проектную деятельность,  в частности  проекты,  направленные  на  развитие субъектности в профессиональном самоопреде­лении.  К данной категории мы  относим педаго­гические проекты  учителей,  направленные  на повышение их профессиональной компетентно­сти, а также учебные проекты учащихся 9 клас­сов в предпрофильной подготовке и учащихся 10 классов в профильном обучении.
     Сформированная  учебная  деятельность  по­зволяет учащимся проектировать свои профес­сиональные  планы,  индивидуальные  образова­тельные  программы и вместе  с родителями вы­ступать  заказчиками  дополнительных  образо­вательных  программ  и платных  услуг.  Напри­мер,  создаются учебные группы для подготовки учащихся  к  ЕГЭ, осуществляется  углубленное изучение  отдельных  предметов  или  тематичес­ких разделов;  психологами проводится диагнос­тика  профессиональной  пригодности  и уровня готовности старшеклассников к получению про­фессионального образования.
    
Продолжение статьи 
Категория: Для педагогов | Добавил: PMI (08.11.2013)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Этот сайт защищен «Site Guard»