Главная Мой профиль Регистрация Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
2017 год Экологии
Поиск
Статистика
Статистика сайта
Статистика сайта csomsk.ru

Пользователей всего: 273
Материалов всего [?]: 58 +

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Главная » Статьи » Для педагогов

Общеобразовательная технологическая школа
На сегодняшний день в школе активно реали­зуется  концепция  профильного обучения.  Це­лью образовательного процесса школы является обеспечение  получения среднего  (полного)  об­разования  с  углубленным  изучением  группы предметов, необходимых для  продолжения обу­чения на следующих ступенях: НПО, СПО, ВПО; воспитание  свободного  гражданина со  сформированными  ценностями  и социально-значимы­ми компетентностями,  с развитыми интеллекту­альными способностями, широким  культуроло­гическим взглядом на мир и кругом интересов, с чувством  личной ответственности  и  высоким уровнем  нравственности,  способного  к  продук­тивной преобразовательной  деятельности;  ори­ентированного  на  саморазвитие  и  жизненное 
самоопределение. Все эти задачи нашли отраже­ние в учебном плане и программах. Распределе­ние часов вариативной части учебного плана на­правлено  на обеспечение преемственности  сту­пеней обучения, расширение возможностей вы­бора в  соответствии со  способностями и  склон­ностями учащихся, на углубленное изучение образовательной области «Технология».
    Углубленная  технологическая  подготовка обеспечивается,  с  одной  стороны, увеличением количества часов на нее, а с другой — внесением технологического компонента  в  содержание всех учебных предметов. Так, в начальной школе реализуются программы  «Технология»  (с  моду­лем  «Информатика»)  и  «Математика и констру­ирование»,  которые  дают  возможность  допол­нить  образовательные  области  «Математика»  и «Технология»  практической  конструкторской деятельностью.
     Учебный план  II ступени также обеспечивает принцип  преемственности.  В  5 —9 классах часы вариативной  части  распределены  на  предметы, которые в старших классах составят основу двух профильных  потоков:  социально-технологичес­кого  и  информационно-технологического.  Тех­нологическое направление продолжают предме­ты  «Основы  проектирования»  (5 — 9  классы), «Черчение»  (8 класс),  «Технология»  (9 класс), ко­торая реализуется через учебно-творческие мас­терские и позволяет осуществлять предпрофильную подготовку выпускников основной школы.Факультативы (5 — 8 классы) и курсы по выбо­ру (9 класс) обеспечивают предпрофильную под­готовку информационного  и  социального  на­правлений:  экономика,  право,  математика, информационные технологии. Такой вариант учеб­ного  плана  обеспечивает формирование  у  уча­щихся  основной  школы  системы  общеучебных умений, навыков самообразования, основ техно­логической и проектной культуры; способствует созданию положительной  мотивации  обучения на  планируемом  профиле,  адекватной оценке собственного  потенциала  с  точки  зрения  обра­зовательной  перспективы, способности  к  адап­тации в новой жизненной ситуации и успешной социализации.
Предпрофильная  подготовка  учащихся  осу­ществляется по следующей схеме  (табл.  1):

Таблица  1


    Концепция  развития  школы  предполагает,  а учебный  план  обеспечивает реализацию фунда­ментального положения о  том,  что ученик нашей школы к 9 классу становится образованнее,  куль­турнее  и  «здоровее»,  чем среднестатистический выпускник  основной  школы  за  счет  системного подхода к реализации образовательного процесса.
     В  течение  10 лет реализуется школьная  ком­плексная  программа  «Здоровье», которая  пред­полагает  создание  здоровьесберегающей  обра­зовательной  среды  и обучение  учащихся  навы­кам здорового образа жизни. В 2003 г. школа ста­ла участником регионального пилотного проекта как базовая школа по организации здоровьесбережения всех участников образовательного про­цесса.  В  2004  г.  был  создан  «Центр  здоровье-
сбережения»,  который  занимается  организаци­онными  вопросами  по  внедрению здоровье­сберегающих  технологий  в  учебный  процесс, оказывает консультативную помощь всем участ­никам образовательного процесса, проводит мо­ниторинг состояния здоровья школьников.
   Учебный план  III ступени может повлиять на выбор учащимися сферы профессиональной де­ятельности  и  направления  образования  в  про­фильной  школе. Вариативная  часть  учебного плана  используется  для  реализации  индивиду­альных учебных  планов,  которые  ориентируют учащихся  на  технические  и  гуманитарные специальности СПО, ВПО,  обеспечивающие обслу­живание  технологической производственной сферы. На старшей ступени учебный план пред­полагает  формирование 4  направлений  про­фильного обучения  (табл. 2).
       
Таблица 2


       Также в школе накоплен большой опыт рабо­ты по  краеведению  на  I  и  II  ступенях обучения. Курс  «Краеведение»  во  2 —4  классах  направлен на изучение творчества поэтов и писателей При­камья,  развитие  и  расширение  представлений  о родном крае и помогает учащимся в дальнейшем приступить к изучению таких курсов, как геогра­фия, история,  научить  их  видеть  свой  край  час­тью единого мирового пространства. Продолже­нием данного направления является курс  «Лите­ратурное  Прикамье»  в  5,  6 классах  и  «История Прикамья» —  в  7,  8  классах,  «Растения  Прика­мья» — в 6 классе, «География Прикамья» — в 8, 9 классах и  «Экология Прикамья на рубеже XXI века» — в 9 классе. Второе направление — граж­данско-правовое — представлено учебными курсами по  праву,  экономике,  профессиональному самоопределению, физическому и психическому благополучию  с 5 по  9  класс,  курсом  правоведе­ния в  10 — 11  классах.
      Школа  активно  участвует  в  сетевом  проекте информатизации  системы  образования и  в  раз­витии дистанционных форм обучения. В 2007/08 учебном году школа также включилась в  реали­зацию  сетевого  проекта  «Телешкола»,  позволяющего в режиме дистанционного обучения реа­лизовывать  индивидуальные  образовательные 
планы старшеклассников.
     Большое  внимание  администрация  школы уделяет и работе с родителями. В декабре 2005 г. отдельные инициативные группы родителей бы­ли объединены в «Академию творческой педаго­гики  при  школе №  135»,  которая  осуществляет просветительскую работу  с  родителями.  Занятия  проводятся  в  форме  лектория,  учебных  се­минаров, психологических  тренингов,  к  кото­рым администрация школы  привлекает специа­истов из различных сфер деятельности:  психо­логии, педагогики, правоведения,  экономики.
  В  настоящее  время  динамично  развивается новая форма общественно-государственного уп­равления  образовательным  учреждением:  Управляющий  совет создан из редставителей  ро­дительской,  научно-педагогической  обществен­ности, депутатов,  представителей общественно­го  территориального  самоуправления «Садовый»,  малого  бизнеса  и  промышленного  ком­плекса  Прикамья.  Деятельность Управляющего совета  направлена  на  развитие  социального партнерства  с  лицеями, колледжами,  вузами  и промышленным  комплексом  города Перми.  Ад­министрацией школы заключены договоры о со­трудничестве с рядом учебных заведений,  кото­рые позволяют  использовать  внешкольную учебную базу для  осуществления технологичес­кой подготовки  старшеклассников,  профориен­тационной  работы,  организации  учебной прак­тики  в  профильных  классах.  Социальная  прак­тика учащихся, наличие необходимой локальной нормативно-правовой  базы,  выпуск  школьной многотиражки «Просто  газета»,  создание школьного  сайта,  взаимодействие  с депутатами Законодательного  Собрания  и  Городской Думы позволяют Управляющему совету формировать позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе.
   Для реализации приоритетов развития школа имеет  необходимые  кадровые, информацион­ные,  организационные,  мотивационные  ресур­сы.  Разработана необходимая  нормативно-правовая  база:  Положение  о  формировании  индивидуальных учебных планов учащихся  старшей ступени, Положение о профильных классах, По­ложение об учебно-творческих мастерских, По­ложение  о  профильном  лагере, Положение  об итоговом  контроле  знаний  учащихся  перевод­ных  классов,  Положение о научном  обществе учащихся и ряд других, которые позволяют комплексно  и  на системном  уровне  осуществлять технологическую  подготовку  учащихся  в  полном объеме  как в урочное,  так и во  внеурочное время в течение всего учебного года.
      С  2006  г. школа является  экспериментальной площадкой  Министерства  образования Перм­ского  края  по  теме  «Комплексное  обеспечение процесса  профилизации образования  в  школе (на материале создания профильной школы тех­нологического направления)».
   Планируя  дальнейшее  развитие  школы,  мы рассматриваем  ее  как  институт социализации, модель  социального  мира,  где  школьник  осваи­вает его  законы  в процессе  специально  органи­зованной  деятельности,  а учитель  рассматрива­ется  как создатель  среды,  обеспечивающей  ус­воение гражданских норм и ценностей в процес­се активной деятельности самого ребенка  (субъ­екта деятельности).
  Лишь в  этом случае  будут решены  основные задачи школы как института профессионально­го самоопределения и социализации — усвоение учащимися  норм поведения  и  формирования собственной позиции,  своего отношения к усва­иваемым нормам и ценностям.
    Предполагается,  что  в  старшем  звене  будет создана  глубоко  дифференцированная (вплоть до индивидуализации) образовательная система, способная  с  учетом способностей  и  интересов ученика содействовать реализации  его жизнен­ных  и профессиональных  планов.  Фундамен­тальной характеристикой культивируемой шко­лой модели образовательного процесса является его  интегративность,  т.е.  органическое сочета­ние,  с  одной  стороны,  учебного  процесса  с  ак­центом на технологическую подготовку учащих­ся и с другой — социально-гуманитарного развития школьников  как необходимой  предпосылки для успешной  реализации концепции  «культур­ного специалиста» любого уровня.
    В  2007  г.  школа  начала  реализацию  проекта «Профильная  технологическая  школа полного дня», ориентированного на решение следующих задач:
1) создание модели образовательного процес­са школы профильного технологического обуче­ния,  ориентированной  на  реализацию  компетентностного подхода в обучении детей с сущес­твенно различными способностями, но с единой направленностью  на самореализацию  в  сфере профессиональной деятельности;
2)  разработка  и  реализация  интегративного подхода в обучении, основанного на использова­нии метода проектов;
3)  эффективное использование современных образовательных  технологий,  в  том  числе ин­формационно-коммуникационных;
4)  обеспечение  доступности  качественного образования,  предоставление  возможности по­лучения образования в различных формах;
5) формирование позитивного отношения со­циума, родителей к школе;
6)  создание  благоприятного  психологическо­го климата в образовательном процессе.
   Данная организационная модель предусмат­ривает  изменение  режима  учебного времени школьников.  Кроме  учебных  предметов,  отра­женных  в  расписании  уроков, предусмотрена специальная  организация  внеурочного  време­ни учащихся. Разработано расписание с учетом интересов  учащихся  и  подготовлены  помеще­ния  для дополнительного  образования,  осу­ществления профильного  обучения.  Специаль­но оборудованы  помещения  и  подготовлены специалисты для работы групп продленного дня в  начальной  и  основной  школе.  Скорректиро­вано расписание и план работы социально-пси­хологической  службы для  работы  с учащимися и родителями. Организована работа столовой в течение  всего  учебного  дня.  Налажены  посто­янное медицинское  наблюдение  и  обслужива­ние  школьников,  предусмотрена  возможность 
осуществления  оздоровительных  процедур  и спортивных занятий. Учащиеся имеют возмож­ность  получить  консультации  учителей-предметников. Классные руководители осуществля­ют планомерную воспитательную деятельность в  соответствии с интересами и возможностями учащихся.
      В  заключение  хочется  сказать,  что  разрабо­танная нами модель образовательного процесса не  является  специфической,  присущей  только нашей школе.  Принципы  и подходы,  использо­ванные  в  нашей модели,  могут  быть  реализова­ны в любой школе, городской или сельской. Дан­ная модель организации технологического обра­зования школьников  адаптивна,  т.к.  блочно-модульный принцип ее построения позволяет вносить необходимые изменения  в  содержание  об­разования  с  учетом  имеющегося опыта, тради­ций  и  образовательных  приоритетов  конкрет­ной школы.  Использование проектной  деятель­ности позволяет осуществлять личностно ориен­тированный подход в обучении школьников. Но самым  главным  результатом  может  стать  фор­мирование образовательного  сообщества  уча­щихся,  педагогов,  родителей,  объединенных общими целями и интересами,  совместно управля­ющих образовательным процессом,  стремящихся к повышению престижа школы в социуме.
ЕЛ. Гилева,
ст. преподаватель Пермского краевого ИПКРО
А. С. Куляпин,
директор школы № 135, 
г. Пермь
Категория: Для педагогов | Добавил: PMI (08.11.2013)
Просмотров: 442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Этот сайт защищен «Site Guard»