Главная Мой профиль Регистрация Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
2017 год Экологии
Поиск
Статистика
Статистика сайта
Статистика сайта csomsk.ru

Пользователей всего: 273
Материалов всего [?]: 58 +

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Главная » Статьи » Для педагогов

Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования

НОВЫЕ ПОДХОДЫ  К ФОРМИРОВАНИЮ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 
В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Ключевые слова:  профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, непрерывное образование, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, социальное партнерство, формальное, неформальное, информальное образование.
     Социально-экономические изменения,  происхо­дящие в нашей стране за последние 0-15 лет, вносят существенные коррективы во многие облас­ти нашей жизни, в том числе в сферу образования и профессиональную ориентацию молодежи.
     В  современном  изменяющемся  мире  выбор профессии перестает быть однократным и статич­ным, а превращается в непрерывный процесс. Реа­лизовать  эту  задачу  возможно в  условиях  непре­рывного образования.
     В  выстраивании  непрерывного  образования для  подготовки  перспективных  кадров должны прослеживаться этапы  (периоды, шаги):  предпрофильная  подготовка  и профильное  обучение  в школах;  дополнительное  образование,  среднее  и высшее (двухуровневое)  профессиональное  обра­зование,  различные  формы  повышения квалифи­кации,  целевая  интенсивная  подготовка  специа­листов по заказам работодателей.
     Формирование  профессионального  самоопре­деления  личности  осуществляется  в специально организованной научно-практической деятельнос­ти — профессиональной ориентации, которая рас­сматривается как система равноправного взаимо­действия личности  и  общества  на  определенных этапах  развития  человека,  оптимально соответс­твующая  личностным  особенностям  и  запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
       Профессиональная  ориентация  молодежи  осу­ществляется в системе непрерывного образования. 
         Ее  цель  —  оказание  психолого-педагогической поддержки школьникам и другим категориям уча­щейся молодежи в проектировании и реализации образовательнопрофессионального  маршрута через  систему  непрерывного  образования  (обще­образовательная школа, среднее и высшее профес­сиональное образование) с использованием ресур­сов  профориентационно  значимого  партнерства образовательных учреждений с профессионально­-производственным  и  социокультурным  террито­риальным окружением.
          За последнее десятилетие  существенно возрас­тает интерес ученых различных областей научных знаний к проблеме профессионального  самоопре­деления  личности. Однако,  несмотря  на  сущест­венное продвижение в области научного обоснова­ния проблемы  профессионального  самоопределе­ния молодежи,  имеются немалые  трудности, про­белы в ее практической реализации.
            Происходящее  обновление  концептуального осмысления  и  технологий профориентационной работы  должно  учитывать  следующие  основные тенденции:
• сценарии  развития  демографической  ситуа­ции в России указывают на грядущее уменьшение численности  трудоспособного  населения,  т. е.  на то,  что  обеспеченность экономики  трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной, при этом уже через 10-20 лет в России один трудоспо­собный  человек  должен  будет  содержать двух нетрудоспособных: ребенка и пожилого человека;
• приток  трудовых  мигрантов  предопределяет усиление  конкуренции  за  рабочие  места между гражданами России и мигрантами, снижение уров­ня жизни коренного населения за счет увеличения количества  низкооплачиваемых  рабочих  мест, нежелание  значительной части  работодателей вкладывать ресурсы в подготовку и переподготов­ку кадров,  а следовательно — их стремление идти по пути удешевления рабочей силы;
• нарастает  несоответствие  профессионально­квалификационного состава трудоспособного насе­ления ситуации на рынке труда, одновременно уве­личивается доля малопривлекательных для молоде­жи  вакантных  рабочих  мест  с  заведомо низкой оплатой;
• деформация профессионального образования лишает значительную часть его учреждений дове­рия,  как  со  стороны  граждан,  так  и  со  стороны работодателей; активное  участие  ассоциаций работодателей в разработке программ подготовки кадров не является нормой;
• наблюдается массовое «отложенное взрос­ление» молодого поколения  (или оно взросле­ет  не  так,  как  того  ожидает  старшее  поколе­ние):  большинство  современных выпускников обычной школы обнаруживают тотальную неготов­ность к осуществлению перехода во взрослую жизнь, дети все позже и позже принимают решение — кем хотят быть;
• появление  феноменов  «постпрофессионализ­ма»,  «портфельной  карьеры»,  «общего высшего образования»,  изменения в  структуре этапов про­фессионального самоопределения,  массовое  рас­пространение электронных,  трансграничных, рас­пределенных,  асинхронных  форм  обучения  (как инструмента профессионального роста) предопре­деляет изменение характера связи школы и рынка труда,  при  котором  школа в меньшей  степени, нежели  раньше,  выполняет  роль  буфера  между находящимися  в хронологической  последователь­ности общим образованием и трудовым становле­нием, но при  этом  возрастает  значимость  ее  как инструмента,  обеспечивающего  формирование у подростка  способности  соорганизовывать и коор­динировать ресурсы формального, неформального и  информального  образования  для  проектирова­ния собственного образовательно-профессионального маршрута  (т.е. можно говорить не только об образовании «длиной в жизнь», но и об образова­нии «шириной в жизнь»).
        Основными  противоречиями,  негативно  влия­ющими на процесс профессионального самоопре­деления молодежи, в настоящий момент являются следующие:
• между потребностью государства и бизнеса в кадровом обеспечении в соответствии с динамич­ным  запросом  рынка  труда  и  отсутствием  госу­дарственного заказа на профессиональную ориен­тацию молодежи;
• между  потребностями  и  ожиданиями  стар­шеклассников в оказании им педагогической под­держки  в  профессиональном  самоопределении  и недостаточной  готовностью педагогов,  родителей и  других  социальных  партнеров  к  решению  дан­ной проблемы;
• между необходимостью поддержки професси­онального  самоопределения подростков в услови­ях профилизации старшей школы и недостаточной разработанностью  современных профориентаци­онных средств, удовлетворяющих индивидуальные запросы школьников;
• между  необходимостью  обеспечения  преемс­твенности общего и профессионального образова­ния;  организации  системы  непрерывного  образо­вания  и  происходящими демографически-миграционными  сдвигами,  а  также  деформациями  в структуре подготовки кадров, организации и содер­жания профессионального образования.
         Анализ  сложившейся  ситуации  с  профессио­нальным  самоопределением  будущих выпускни­ков российских школ показывает,  что как образо­вательно-кадровые проблемы, так  и  проблемы проектирования  послешкольного  будущего  конк­ретными  учащимися находятся  в  зависимости  от возможности разрешения ряда проблем,  различа­ющихся  по масштабам  рассмотрения  и  уровням управления:
• готовности  к  профессиональному  самоопре­делению будущих выпускников общеобразователь­ных учреждений;
• компетентности педагогов в проведении проф­ориентационной  работы  и  оказании учащимся педагогической  поддержки  профессионального самоопределения;
• отношений социальных партнеров общеобра­зовательных учреждений к участию в профориен­тационной деятельности школы;
• управления ресурсами профессиональной ори­ентации  и  педагогической  поддержки профессио­нального  самоопределения  со  стороны  представи­телей региональной образовательной политики;
• нормативного  и  организационно-методичес­кого  обеспечения  профессиональной ориентации и  педагогической  поддержки  профессионального самоопределения молодежи.
         Все  выше  сказанное  актуализирует  необходи­мость новых подходов к профессиональному само­определению  учащейся  молодежи  в  условиях непрерывного образования:  организационно-фун­кционального;  научно-методического;  нормативно-правового.
         С позиций организационно-функционально­го  подхода  на  региональном уровне необходимо обеспечить  подготовку  педагогических  кадров  к профориентационной работе  путем  повышения их квалификации, а также дальнейшего обеспече­ния  их оперативного  взаимодействия  между собой,  с  представителями  государства, бизнеса, НКО, экспертами из федерального и регионально­го центров.
            Ведущим  инструментом  реализации  профори­ентационной  работы  на  уровне мунииипалитета является социальное партнерство образовательно­го  учреждения  с субъектами  социокультурной  и профессионально-производственной  среды, находящимися как в территориальном окружении, так и  дистанционно  удаленными. Социальное  партнерство в контексте деятельности ОУ по професси­ональной ориентации — преодоление взглядов на работу ОУ как на нечто самодостаточное.
          Результаты профориентационной деятельности ОУ должны  формулироваться  не только  на языке ЗУНов  и  компетентностей  будущих  выпускников, но и на языке регионального развития.
          Общеобразовательной  школе  необходимо перейти к реальной практике паритетов на прин­ципах партнерства с другими субъектами социаль­но-экономического  развития территории:  влас­тью, общественным сектором, бизнесом, финансо­во-промышленными корпорациями  и  т.д.,  пока­зать  (и доказать) свою «полезность» на языке того, к кому они обращаются.
           Социальное  партнерство ОУ следует понимать в нескольких контекстах:
• партнерство  внутри  системы  образования между социальными группами данной профессио­нальной общности;
• партнерство,  в  которое  вступают  работники школы, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
• партнерство,  которое  инициирует  система образования  (включая конкретное ОУ) как особая сфера  социальной жизни,  делающая  вклад  в  ста­новление гражданского общества.
          Педагогическая поддержка профессионального самоопределения  будущих  выпускников  ОУ  — комплексный  процесс,  включающий  взаимосвя­занную деятельность педагогического коллектива с социальными партнерами:
• предприятиями, организациями и фирмами;
• территориальными отделами и службой заня­тости;
• центрами психологической поддержки и проф­ориентации молодежи;
• муниципальными управлениями образования и молодежной политики;
• учреждениями  дополнительного  образова­ния;
• учебными  заведениями  профессионального образования;
• управлениями  и  учреждениями  социальной защиты;
• управлениями  и  учреждениями  культуры  и спорта, общественными объединениями;
• городскими  и  районными  военкоматами, ГУВД, ОВД;
• межшкольными  учебными  комбинатами (МУК);
• средствами массовой информации  (СМИ).
             При  этом  учащиеся  рассматриваются  не  как объект педагогического воздействия,  а как актив­ные субъекты социально-профессионального адап­тивного процесса.  Основные  усилия  руководите­лей  и  педагогов-профориентологов  ОУ, других заинтересованных лиц  направлены  не  на  форми­рование  заданного  идеала,  а на  поддержку  уча­щихся в их жизненном самоопределении и профес­сиональном становлении.  Цель  взаимодействия ОУ с данными социальными институтами — созда­ние образовательной  среды,  способствующей выявлению  предпочтений,  склонностей, способ­ностей школьников и развитию творческого потен­циала  каждого  ребенка  в различных  сферах деятельности людей. Каждый из социальных парт­неров общеобразовательного  учреждения  имеет специфические задачи поддержки профессиональ­ного  самоопределения школьников,  которые  реа­лизуются средствами, доступными для конкретной социальной структуры.
           Как правило,  в  практике отечественного  обра­зования  недооценивается важнейшая  составляю­щая  содержания  общего  среднего  образования — оказание психолого-педагогической  поддержки обучающимся  в  выборе  профиля  обучения, пути 
получения  образования  и  приобретения  профес­сии. Это направление во многих развитых странах (США, Франция, Германия, Швеция и др.) включе­но в учебные планы средней общеобразовательной школы  и  рассматривается  в  качестве  «мостика» между общим  и  профессиональным  образовани­ем, а также трудоустройством. По мнению ученых (педагогов и психологов), существующая «лакуна» между  общим  и профессиональным  образовани­ем,  реализуемая  через  подготовку будущих  выпу­скников к принятию решения о построении и реа­лизации  образовательно-профессионального мар­шрута, должна быть заполнена специальной рабо­той  в образовательных  программах  в  условиях общего,  профессионального  и дополнительного образования.
                Научно-методический  подход  предопределяет необходимость  рассмотрения профессионального самоопределения как длительного процесса  согла­сования внутриличностных  потребностей  и  социально-профессиональных  потребностей общества. 
                Он  охватывает  весь  жизненный  и  трудовой  путь человека. При этом ученые считают,  что профори­ентационную работу возможно осуществлять уже с детьми  старшего дошкольного  возраста,  который характеризуется  эмоционально-образным  отноше­нием к окружающему миру. В этот период у ребенка формируются  положительное  отношение  к людям труда,  их  занятиям,  первоначальные  умения  в доступных им видах деятельности.
              У  младших  школьников  на  этапе  пропедевти­ческом  необходимо актуализировать  проблему добросовестного  отношения  к  труду,  понимание его  роли  в жизни  общества,  развивать  интерес  к профессиональной  деятельности  родителей, других  родственников,  знакомых;  включать  детей  в различные  виды познавательной, игровой,  трудо­вой деятельности, в том числе и на компьютерной основе.
              У школьников  5-7  классов  на  этапе  поисковозондирующем  (он характерен стремлением детей быть  взрослыми,  самостоятельными)  важно вызвать стремление к осознанию своих интересов, способностей, ценностей, связанных с осознанием себя в будущей, взрослой жизни.
                 У подростков  в  8-9  классах в  период  развития их личностного  самосознания необходимо  сосре­доточить  внимание  на формировании  у  них  спо­собности  соотносить свои  идеалы  (жизненные, нравственные,  профессиональные)  с  их  реальными возможностями,  запросами  рынка  труда,  про­фессий, согласованных с рынком образовательных услуг. Для этого школьники овладевают знаниями, ключевыми компетентностями по научным, прак­тическим  основам  профессионального  самоопре­деления. Этому способствуют специальные ориен­тационные курсы,  предметные (школьные)  курсы по  выбору,  различные  производственные  и  соци­альные практики, совместная деятельность школы с  системой  начального,  среднего  и  высшего профессионального образования.
               10-11 классы — этот период характерен уточне­нием старшеклассниками пути продолжения обра­зования,  получения  соответствующей  профессии. 
                   Условно  этот  период  можно  назвать  периодом уточнения социально-профессионального статуса. В 10-11 классах, как правило, старшеклассники обучаются на конкретном профиле, изучают курсы по  выбору.  Именно  в  ходе  обучения  надо  уже не 
выявлять, а уточнять, какой познавательный инте­рес устойчивый, к какой области знаний проявля­ются способности; необходимо сосредоточить вни­мание  на  контроле  и коррекции  профессиональ­ных  планов,  способах  оценки  результатов,  дости­жений  в избираемой  деятельности  и  самоподго­товки к ней.
                  Уточнение,  углубление  профессионального самоопределения  в  конкретной, близкой  или  сов­сем другой сфере профессиональной деятельностимогут осуществляться и на других возрастных эта­пах  в  период  обучения  в  системе  профессиональ­ного образования, повышения квалификации, ста­жировки, самообразования.
                     При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.  Во-первых, мир  профессий  чрез­вычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появля­ется около 500 новых профессий, Многие профес­сии  «живут» лишь  5-10 лет,  а затем либо «умира­ют», либо изменяются до неузнаваемости.
                     Во-вторых,  особенностью  современного  мира профессий является то, что на смену монопрофесси­онализму приходит многопрофессионализм. Следу­ет учитывать и стремление человека — чаще вынуж­денное — поменять профессию или повысить ква­лификацию. Для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений,  полученных за период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. 
                  Поэтому развитие  способности  к  самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию,  самореа­лизации  и  рефлексии  является  необходимейшим условием образования  и  подготовки  молодежи  к профессиональному самоопределению.
                  По мнению психологов,  важнейшим фактором профессионального развития, профессионального самоопределения является внутренняя  сфера лич­ности, ее активность, потребность в полноценной самореализации.
                  Объектом  профессионального  развития  и  формой реализации творческого потенциала личности в профессиональном труде являются интегративные характеристики: профессиональная  направлен­ность,  профессиональная компетентность,  эмоцио­нальная (поведенческая) гибкость  (Л.М. Митина).
                Особенностью  данного  подхода  является  рас­смотрение  профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности,  нахождения  себя в образах профес­сионального мира, что поможет подготовить чело­века в будущем к возможной перемене профессий, адаптации к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Окончание статьи по ссылке...
Категория: Для педагогов | Добавил: PMI (13.11.2013)
Просмотров: 1402 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Этот сайт защищен «Site Guard»