Главная Мой профиль Регистрация Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
2017 год Экологии
Поиск
Статистика
Статистика сайта
Статистика сайта csomsk.ru

Пользователей всего: 277
Материалов всего [?]: 58 +

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Главная » Статьи » Для педагогов

Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников а условиях непрерывного образования ПРОДОЛЖЕНИЕ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 
В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

продолжение


      Основатель  профессиональной  ориентации  — американский  социолог Франкл Парсонс.  Он, работая  в  Профессиональном  бюро  г.  Бостона (США),  сформулировал  три основных  положения выбора профессии: будущему работнику необходи­мо ясное понимание самого себя, своих способнос­тей,  умений,  интересов,  притязаний, возможностей, ограничений и их причин; знание требований и условий для достижения успеха, преимуществ и недостатков,  размеров  вознаграждения,  возмож­ностей  и перспектив  в  различных  направлениях работы.
         Сформулированная  Ф.  Парсонсом  сущностная характеристика  выбора  профессии актуальна  и  в настоящее время.
          Применительно  к  подростковому  возрасту, задачам профориентации на этапе выбора профес­сии идею Ф. Парсонса возможно перефразировать так (при этом сохраняя ее основной смысл): позна­ние  индивидуальных  особенностей —  «Образ Я»; анализ требований профессии к человеку;  приня­тие  решения  на  основе  соотнесения  этих двух типов  знаний, то  есть  способность  к сознательно­му выбору профессии.
            Профессиональное самоопределение предпола­гает  формирование  субъекта конкретного  вида труда,  специальности и профессии,  характеризуе­мых  высокой мобильностью;  предусматривает широкую ориентировку в мире профессионально­го труда,  не  ограничивая  возможности  личного развития  и  саморазвития.       Самоопределение  лич­ности  в труде  и  профессии  осуществляется в  еди­ном  контексте жизненного,  социального  самооп­ределения.
               Во взаимосвязи с профессиональным самоопре­делением  рассматривается профессиональная карьера как средство самореализации, как компо­нент «Я»-концепции или индивидуальной жизнен­ной структуры  (психологический аспект); как реа­лизация социального  плана,  как  ответ  на  рыноч­ные отношения, реализация экономических, соци­альных  и  других  интересов  (социально-экономи­ческий аспект).
             При  этом  особо  значимой является  актуализа­ция знаний о мире труда и профессий, приобрете­ния  адекватных представлений  о  профессиональ­ной деятельности,  избираемой профессии  и  собс­твенных  возможностях.  В  то  же  время значимо формирование  у  школьников  способности  вклю­чаться в конкретные виды труда, социальные отно­шения профессионального коллектива для приоб­ретения практического  опыта  в  избираемой  про­фессии.
                   Основными  теоретическими  положениями новых подходов являются следующие. Профессиональное  самоопределение  —  это процесс  и  результат формирования  готовности личности  самостоятельно планировать,  корректи­ровать и реализовывать перспективы своего образовательно-профессионального  маршрута, обнаруживать  внешние и внутренние  проблемы  само­развития  в  рамках  определенного времени,  про­странства и смысла, пользоваться ресурсами помо­щи и защиты в обнаружении и преодолении огра­ничителей свободы профессионального выбора.
                Самоопределение личности  становится  естес­твенным  и  необходимым фактором  ее жизнеде­ятельности  во  всех  сферах  бытия,  включая и профессиональную деятельность.  Как  считают культурологи, у человека актуализируется «состо­яние определить  свое  место  в  разрушающемся пространстве  ранее  существовавшего порядка» (Э.А. Орлова).
                В условиях изменяющегося социума профессио­нальное самоопределение личности не может рас­сматриваться  только  в  аспекте  адаптационных процессов. Для человека, живущего  в  эпоху соци­альных  перемен,  свойственна инновационная деятельность — культуротворчество. Он выступает по  отношению  к миру как интерпретатор  и  как созидатель  новых  форм  социальности,  а потому профессиональное  самоопределение  приобретает кулътуротворческий  характер.                    Данная  характе­ристика  профессионального  самоопределения  в условиях изменяющегося  социума  должна  рас­сматриваться как сущностная, так как в ней отражается  созидательная  деятельность  личности, направленная  на  достижение социумом  «целост­ности нового типа»  (М.С. Каган).
                    Существует необходимость разграничить социо­логический,  психологический и  педагогический подходы к профессиональному самоопределению. 
                  Установлено, что по отношению к самоопреде­лению, которое социологом понимается как резуль­тат вхождения  (конкретного человека или целого поколения)  в некоторую  социальную  структуру и фиксация  его  результата,  психолога  и педагога интересуют,  в  первую  очередь,  процесс,  личност­ные механизмы, факторы, обусловливающие  этот процесс. Особенностью педагогического подхода к этой проблеме в  сравнении  с философским и пси­хологическим является ее рассмотрение не только в онтологическом,  но  и  организационно-деятельностном аспекте.
                  Профессиональная  ориентация,  будучи  слож­ной многоаспектной проблемой, предусматривает реализацию следующих принципов.
                   Принцип  непрерывности — ориентированный на обеспечение в воспитательно-образовательном процессе единства общего среднего, допрофессионального  и  профессионального  образования  во взаимосвязи  с общекультурными,  социальными и личностными запросами.
                        Принцип интеграции — предполагающий объ­единение  усилий  субъектов воспитательно-образовательного процесса в определенные комплексы, в  которых каждый выполняет  свои функциональ­ные  обязанности  с  учетом  стоящих  перед  ним задач, направленных на повышение качества соци­ально-профессионального  самоопределения лич­ности.
                Принцип  дифференциации  и  индивидуализа­ции,  направленный на организацию воспитатель­но-образовательного  процесса  (содержание, формы,  методы) с учетом личностных особеннос­тей и запросов учащихся и их состояния здоровья, что позволяет  интенсифицировать  процесс  соци­ально-профессионального самоопределения моло­дежи.
                    Принцип  гибкости — осуществляемый  в  зави­симости  от индивидуальных потребностей,  моти­вов,  ценностных  ориентаций  личности  за  счет включения в воспитательно-образовательный про­цесс инновационных подходов,  моделей дополни­тельных  курсов,  блоков,  индивидуальных  про­грамм, оказания консультативной помощи.
                        Принцип сферности — переход от отраслевого решения  проблем социально-профессионального самоопределения  учащейся  молодежи  к  межве­домственному  —  объединение  усилий  комплек­сов:  социального,  экономического, культурного, профессионального.
              Принцип  открытости —  гибкое  реагирование субъектов  воспитательно-образовательного  про­цесса  осуществлять  подготовку не  только  к  конк­ретному виду деятельности,  но  и  запасным  вари­антам,  предоставлять учащимся все  большую свободу,  самостоятельность  и  ответственность,  не ограничивая их  право  выбирать индивидуальные программы и проекты образования и развития не только в школе, но и в другом социально-образовательном  пространстве  (на  конкретном  рабочем месте, университете, техникуме и др.).
                Принцип  активности  самоопределяющегося школьника,  предполагающий веру в  его  возмож­ность самостоятельного и осмысленного решения своих проблем. Принцип активности самого педа­гога  и  психолога  в  организации  сопровождения социально-профессионального  самоопределения, что  предполагает  поиск  педагогом  и  психологом 
новых, неординарных подходов в профориентаци­онной работе с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения и города.
                Принцип  оптимизма,  предполагающий  веру  в позитивное решение любых проблем ученика, свя­занных с социально-профессиональным самоопре­делением.
                    Принцип  поэтапности  работы,  предполагаю­щий  отказ  от  «быстрых»  и внешне  «эффектных» форм  профориентационной  работы  (что  выража­ется в понятии «профанация»),  и,  наоборот,  куль­тивирование планомерной и систематичной работы, основанной на идее развития  субъекта самоопре­деления, что уже предполагает совместное  с педа­гогом  (или профконсультантом) прохождение раз­ных этапов такого развития.
                         Принцип партнерства, предполагающий добро­вольное  взаимодействие ради  достижения  общих (или  близких)  целей  и  совместного  решения  про­блем на основе взаимоуважения и признания рав­ных прав  субъектов  (участников) взаимодействия и коммуникации.
                   Центральным звеном и личностным механизмом процесса  самоопределения выступает  выбор,  кото­рый осуществляется на основе ценностных ориента­ций личности, осваивается и  закрепляется в  ситуа­циях выбора.  Результатом  самоопределения  высту­
пает,  с  одной  стороны,  выход  человека  на  цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным  особенностям,  а  с  другой  —  на формирование духовной  самоценности,  способнос­ти через целеполагание самобытно и самостоятель­но реализовать свое предназначение.
               Сложность и  многогранность  понятия  профес­сионального самоопределения послужили основа­ниями  для  поиска  возможностей  педагогическиграмотного содействия, соучастия, сотрудничества с  обучающимися  в  решении  ими  этой жизненно 
важной проблемы.
                 На  основании  этого  необходимо  более  полно рассмотреть  феномен педагогической  поддержки и  близкого  ему  понятия  «педагогическое  сопро­вождение», которые в  педагогической литературе довольно часто используются как синонимы.
                   Из  теоретических  и  методических  источников мы  выяснили,  что сопровождение  бывает педаго­гическое, психологическое,  социальное, медицин­ское, валеологическое,  научное,  методическое, учебно-методическое,  музыкальное,  видео (визу­альное),  информационное,  лексико-грамматичес­кое и пр. Основанием для такой дифференциации могут  служить  источник  (кто  сопровождает?), содержательное наполнение  (чем?,  ради  чего?), форма  (как?) и средство  (с помощью чего?). Впол­не очевидно,  что  педагогическое  сопровождение следует  рассматривать  как  действия субъектов воспитания,  обучения,  развития  (педагог,  психо­лог,  родитель, руководитель),  сопутствующие, дополняющие действия другого субъекта  (обучае­мого, воспитанника, ребенка,  коллеги) для оказа­ния со-действия,  необходимой помощи в трудных ситуациях.
                   Анализ  психолого-педагогической  литературы по  интересующей  нас проблеме  дает  основание утверждать,  что  педагогическое  сопровождение пока не имеет завершенного, целостного, научно­го осмысления в силу неоднозначности этого поня­тия.  В  нем  выделяются  признаки,  относящиеся  к разным  областям  научного знания.  Содержание понятия  «педагогическое  сопровождение»  сопряжено с широким кругом социально-психологичес­ких,  социально-педагогических и психолого-педагогических явлений  (педагогическая помощь; психолого-педагогическая  поддержка, сотрудничест­во, социальная фасилитация и др.). Их объединяю­щей  основой  можно считать  направленность  на создание  благоприятных  условий,  безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей  и  способствующих достижению продуктив­ности  совместной деятельности и  (или)  ускоряю­щих процессы раскрытия и реализации личностно­го потенциала участников взаимодействия.
                Психолого-педагогическая  поддержка  рассмат­ривается как принцип, позиция и способ педагоги­ческой деятельности, предполагающий  совершен­но другую педагогическую  теорию  и  практику,  в которой  все  противопоставлено  педагогике воздействия.
               Одним  из  элементов  содержания  педагогичес­кой  поддержки  является  та или  иная  по  форме, виду,  характеру  помощь  школьнику,  родителю, учителю  в преодолении  социальных,  психологи­ческих, личностных трудностей и создании ситуации успешности.
                  Под педагогической поддержкой мы понимаем систему  педагогической деятельности,  раскрыва­ющую  личностный  потенциал  обучающегося и обеспечивающую  развитие  индивидуальности, неповторимости,  самостоятельности личности, включающую помощь ученику, родителю, учителю в  преодолении  трудностей и создании  ситуации успешности.  Предметом  педагогической  подде­ржки является совместное с ребенком определение его  собственных интересов,  целей,  возможностей и путей  преодоления  препятствий  (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинс­тво и самостоятельно достигать желаемых резуль­татов  в  обучении, самовоспитании,  общении, образе жизни.
               В настоящее время осуществление педагогичес­кой поддержки профессионального самоопределе­ния учащейся молодежи,  в том числе  основной и старшей  школы,  —  это  комплексный  процесс, включающий взаимосвязанную деятельность педа­гогического  коллектива  общеобразовательного учреждения с социальными партнерами.
                  Профессиональное  самоопределение  обучаю­щихся — процесс формирования каждым школь­ником  своего  отношения  к профессионально-трудовой  сфере,  поиск своего места в  системе трудо­вых  отношений,  способ  самореализации через деятельность  и  один  из  ключевых  стимулов  их образовательной деятельности.
              На каждом возрастном этапе самоопределение в мире труда и профессий имеет свою специфику. По мере взросления обучающиеся уделяют пробле­ме самоопределения все больше внимания. В под­ростковом  и  раннем  юношеском  периодах,  на которые приходится  обучение  в  основной  и  стар­шей школе,  психологическая установка  «Хочу все знать» постепенно  сменяется тезисом  «Хочу знать для того, чтобы...». Именно в этот период для стар­шеклассников  особенно  важна  педагогическая поддержка их сознательного выявления и утверж­дения собственной позиции при построении инди­видуальной образовательной траектории, способс­твующей дальнейшей самореализации в мире про­фессий и видов трудовой деятельности.
                Научно-методический  подход  к  реализации педагогической  поддержки  обеспечивается  в  рам­ках исследований под нашим руководством и уча­стии  (С.Н. Чистяковой)  сотрудниками нашей лабо­ратории  Н.Ф. Родичевым,  П.С.Лернером, С.О.Крапивянской, Е.О. Черкашиным и профессора Новокуз­нецкого  государственного университета  О.Ю. Елькиной  подготовкой  и  изданием  учебно-методических  комплектов для  1-11  классов,  включающих учебные  пособия,  программы,  методические посо­бия, книги для чтения, книги для родителей.
              В  настоящее  время  образовательно-издатель­ским  центром  «Академия» опубликованы  учебно­методические комплекты для  1-4 классов,  9 клас­са, 10-11 классов, комплекты для 5-6 и 7-8 классов находятся в производстве. Изданы словарь по про­фориентации,  сборник  профессиональных  проб для школьников  (5-11  классы), учебно-методическое  пособие  «Педагогическое  сопровождение профессионального самоопределения  школьни­ков» и другие.
                 Нормативно-правовой  подход  обеспечивается совокупностью  подготовленных нормативных документов: положений о школьном кабинете про­фориентации,  окружном ресурсном  центре  про­фессиональной  ориентации  учащейся  молодежи, об организации и проведении  профессиональных проб школьников.
                  Как  показала  практика,  указанных  норматив­ных  документов  явно недостаточно.  С  позиций современных  подходов  к  формированию  профес­сионального самоопределения  учащейся  молоде­жи  требуется  дальнейшее  развитие  нормативно­правовой базы.
                 Рассмотренные подходы к формированию про­фессионального самоопределения учащейся моло­дежи  в  настоящее  время  проходят  эксперимен­тальную  проверку  в  Республике  Саха  (Якутия), Курске,  Кемерове,  Новокузнецке, Москве  и  Мос­ковской области. Анализ полученных результатовсвидетельствует о значимости и востребованности данной проблемы на региональном и муниципаль­ных уровнях.
                 Реализация  комплексного  подхода  (организа­ционно-функционального, научно-методического, нормативно-правового)  к  педагогической  подде­ржке с привлечением широкого круга социальных партнеров  к  формированию профессионального самоопределения  обучающихся  создает  условия для  наиболее полного  выявления  их  интересов, склонностей,  способностей  приобщения  к  соци­ально-культурным,  нравственным,  экологическим и  профессиональным  ценностям, необходимым для  самореализации  в  трудовой  сфере  и  личном жизненном пространстве.

Литература
Чистякова,  С.Н. Ключевая проблема общего средне­го  и  профессионального образования  [Текст]:  [проф. ориентация учащихся]  / С.Н. Чистякова, Н.Ф.  Родичев // Профессиональное  образование.  Столица:  информ., пед., науч.-метод, изд. — 2009. — № 7. — С. 10-14.

Чистякова,  С.Н.  Проблема  формирования  готовно­сти  подростков  к  проектированию образовательно­профессионального  маршрута  в  контексте  компетентностного подхода [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев //  Педагогическое образование в России.  —   2011. — №5. — С. 129-136.

Чистякова,  С.Н.  Отечественная  профессиональная ориентация:  перспективы  развития  / С.Н.  Чистякова, Н.Ф. Родичев // «Федеральный справочник» (Гес1ега1Ьоок. ги). — 2012.


С.Н.  Чистякова,
 академик-секретарь 
отделения профессионального образования 
РАО д-р пед.  наук,  проф., член-корр. РАО 
Тел.:  (499) 245-04-43
Категория: Для педагогов | Добавил: PMI (13.11.2013)
Просмотров: 1553 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Этот сайт защищен «Site Guard»