Главная Мой профиль Регистрация Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
2017 год Экологии
Поиск
Статистика
Статистика сайта
Статистика сайта csomsk.ru

Пользователей всего: 270
Материалов всего [?]: 58 +

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Главная » Статьи » Для педагогов

Активные формы изучения раздела "Профессиональное самоопределение"

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ  РАЗДЕЛА 
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

     При  обучении  старшеклассников  применение  разнообразных  активных  форм обучения обусловлено содержанием учебного материала. Например, изучая блок Профессиональное самоопределение»  в  9  классе,  учащиеся  сталкиваются  с  большим объемом  теоретического  ма­териала.  Им  предстоит многое  узнать, прочесть дополнительную литературу. На  этот раздел от­водится 20 часов. Чтобы разнообразить учебный процесс,  но  при  этом  успешно  достигать  учеб­ных, развивающих,  воспитательных и профори­ентационных целей, я широко использую актив­ные формы  обучения — деловые  игры,  встречи со  специалистами,  тренинги, конференции,  се­минары.
     Программу  с  этими  новыми  для  учителя  и учащихся  разделами  мы  осваиваем  третий  год. 
     Обучение  было  активизировано  разнообразны­ми  формами  занятий.  Больше  всего учащимся нравятся деловые  игры.  Играя,  мы  с  интересом познаем новый материал, формулируем необхо­димые для  выпускников  основной школы выво­ды. Работа по изучению блока «Профессиональ­ное  самоопределение»  была  построена  следующим образом:
1. По теме «Внутренний мир человека» совме­стно со школьными психологами М.С.Костиной и  Н.П.Тараненко  проведен  психологический тренинг «Это всё обо мне» — 2 часа.
2.  Ситуация  выбора  профессии.  Тестирова­ние учащихся  руководителем Центра профори­ентации молодежи и психологической поддерж­ки населения г.  Славгорода Н.И.Прониной. Тес­тирование  проводилось  по  опроснику  профес­сиональной  готовности (ОПГ).  Также  на  этой встрече  была  проведена  беседа  «Мир  профес­сий»  и дискуссия по  теме  «Все  работы хороши, выбирай на вкус».
3.  «Самооценка и профессиональные интере­сы» — лекция и тестирование по этой теме с ис­пользованием ПЭВМ  была проведена профконсультантом Центра занятости населения г. Слав­города С.И.Дзюниным.
4. Деловая игра-консилиум по теме «Темпера­мент и характер в профессиональном самоопре­делении».
5.  Деловая  игра —  информационно-аналити­ческая программа «Школьные времена»  (с учас­тием психолога Н.П.Тараненко, школьного мед­работника Вилкиной Л.Н.).
6.  «Здоровье  и  выбор  профессии» —  беседа учащихся с подростковым врачом ЦРБ г. Славго­рода Е.Н.Евсиковой.
7. Обобщение изученного блока — домашнее минисочинение «Я в мире профессий».

   Можно сделать вывод, что применение таких форм  обучения  в  сочетании  с традиционными уроками  принесло  учащимся  пользу.  Девочкам, которых  я  обучаю, раздел  «Профессиональное самоопределение»  понравился.  Они  заинтере­совались предметом  наших  исследований,  тем более  что  этого  требует  их  возраст.  Девятый 
класс —  пора  выбора.  И  хотя  очень  многие  из них  пойдут учиться  в  10  класс,  эта проблема их волнует.  Поэтому,  изучая  последующие  темы программы  по  технологии,  я по  желанию  уча­щихся на уроках провожу пятиминутку  «Выбор профессий».  Сообщения по  теме делают  пооче­редно сами девочки. Иногда возникают спорные моменты,  и  они  с удовольствием  дискутируют. 
     Литературы по этому вопросу много, в библиоте­ке  есть  уголок  «Кем  быть»,  много дополнитель­ных сведений они получают по этой теме в СМИ.
  Разнообразить формы и методы обучения по разделу  «Профессиональное самоопределение» мне  помогают школьный  библиотекарь,  школь­ные  психологи, социальный  педагог,  замести­тель директора по воспитательной работе,  клас­сные руководители.  Совместные усилия  прино­сят результаты —  изучение  раздела становится познавательным и интересным.
   Являясь руководителем городского методиче­ского  объединения  преподавателей технологии, на  заседаниях я  ставлю  перед членами ГМО  во­просы по применению активных форм обучения по  своему предмету.  Сейчас  мы  все  вместе  (нас 12  учителей) разрабатываем  блок  «Семейная экономика»  в  8  классе.  На  первом  заседании ГМО все темы блока были разделены между учи­телями с целью разработки методов оценки  зна­ний  учащихся:  карточек-заданий,  вопросов  для бесед и зачетов, тестов и др. Это было сделано по­тому,  что многие учителя,  столкнувшись с  тема­ми этого нового для нас раздела, испытывали ме­тодические  затруднения.  На  блок  отводится  по программе  12 часов. Сейчас идет активная рабо­та по этому блоку, т.к.  «Семейная экономика» — тема, востребованная современной жизнью.
   В  8 классе я предлагаю провести деловую иг­ру «Семейный бюджет». Мои восьмиклассницы с удовольствием играют роли мам, пап и детей и азартно распределяют доходы по статьям расхо­дов. Можно провести беседу «Мы и налоги». Для проведения такой беседы я приглашала работни­ков  налоговой  инспекции.  Руководитель  отдела 
по налогообложению населения В.В.Смовж про­вел  беседу и  дал  ответы  на интересующие  уча­щихся вопросы.
Работники  городского  отдела социальной  за­щиты населения согласились провести беседу с участием  их  сотрудников  по  теме  «Социальная помощь молодой семье».
Сейчас  разрабатываю  деловые  игры  с  8-ми классами  «Рынок»  и  «Магазин».  При изучении штрихкодов  на  товарах мы  с учащимися  совер­шили экскурсию в супермаркет «Траст». Над те­мами раздела предстоит еще много работать, как и над другими темами программы.
     Особенно удачно прошла у нас деловая играконсилиум.  Эту  форму  предложила школьныйпсихолог М.С.Костина.  Она помогла мне  в  под­готовке  и  проведении консилиума.  Большуюроль в подготовке играли сами дети. Работа в ми­крогруппах требовала  сближения,  дети  оченьподружились,  стали  сплоченнее.  Они  сами распределяли  объекты  исследования,  вели  коллек­тивный  поиск  решения  проблем. Учащиеся  заинтересовались  наукой  психологией  и  многие выбрали  ее для  себя  на будущее,  как  специаль­ность.
      Я  стремлюсь постоянно  обновлять  виды дея­тельности,  в  которые  включаю  детей, разраба­тывать новые формы занятий и вижу,  как хоро­шо на это откликаются дети.

В.В.Поршнёва,
учитель технологии и предпринимательства 
ОУ «Славгородский городской лицей»,
г. Славгород, 
Алтайский край
Категория: Для педагогов | Добавил: PMI (08.11.2013)
Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Этот сайт защищен «Site Guard»